ФГБУ "НМИЦ ИМ. В.А. АЛМАЗОВА" МИНЗДРАВА РОССИИ
Исследование сравнительного влияния различных факторов на интеллектуальные способности старших школьников
Для людей старше 16 лет (взрослых) он включает 11 субтестов (шкал). Они делятся на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (образные или предметные). Векслер определил интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию со средой.

Интеллект, по Векслеру, включает три уровня:
1. Общий интеллект, общая «понятливость»;
2. Тип интеллекта: вербальный или невербальный.
3. Специфические способности, соответствующие отдельным субтестам.
Изучение влияния приверженности средиземноморской диете на развитие ожирения среди населения детского школьного возраста
Проект ориентирован на учащихся старших классах, интересующихся медициной.

Цель проекта - оценить влияние степени приверженности Средиземноморской диете на антропометрические характеристики школьников.
В данном проекте изучается влияние приверженности средиземноморской диете на антропометрические характеристики, поскольку сегодня принято ее считать моделью здорового питания.

Для оценки степени приверженности Средиземноморской диете используется индекс KIDMED (коэффициент качества средиземноморской диеты для детей и подростков). Он представляет собой опросник, состоящий из 16 закрытых вопросов (ответы «да»/«нет»). По сумме баллов определяется степень соблюдения диеты.

В качестве антропометрического показателя в данном исследовании выступает индекс массы тела (ИМТ). Он рассчитывается, как вес/(рост)².

От учащихся требуется:
1. Изучить литературные источники по теме
2. Собрать данные по питанию 50 школьников или более при помощи опросника KIDMED и рассчитать ИМТ
3. Статистически обработать данные при помощи программы RStudio или другого ПО
4. Представить результаты в виде тезисов/выступления на конференции
Взаимосвязь индивидуальных особенностей биологических ритмов учащихся с их учебной активностью

Анализ соотношения биологических ритмов и концентрации внимания учеников с рациональностью учебного расписания, а также определение возможных причин плохой успеваемости учеников с использованием тестов: Остберга, Мюнстерберга, таблицы Шульте.
Параллельно с проведением ИКВ будут собраны данные об успеваемости школьников в эти дни в течение недели. Следующим этапом проекта будет выявлена корреляция между индивидуальными характеристиками хронотипов учеников и показателями концентрации внимания в утреннее время.

На заключительном этапе проекта будет проведен анализ соотношения полученных результатов биологических ритмов и концентрации внимания учеников с рациональностью учебного расписания, а также выявлены возможные причины плохой успеваемости учеников исследуемой группы.
Формирование или актуализация понятий «размер» и «форма» у учащихся начальной школы
Абстрактные понятия формируются в ходе синтеза представлений (наглядных образов) предметов или изображений.
Например, синтез представлений рабочего стола, письменного стола, журнального стола, стола для взвешивания и других видов столов приводит к формированию общего понятия «стола».
В повседневной жизни человек и животные довольно часто сталкиваются с оценкой понятий большего/меньшего размера (хищник-жертва, конкурент-союзник и др.), а также плоской/объёмной формы (плод-лист, 2D-3D изображения и др.).
За формирование понятий отвечает индуктивная функция рассудка (абстрактное мышление), которая является одной из трёх специфических когнитивных функций, составляющих интеллект.

Цель проекта заключается в том, чтобы экспериментально показать какой из двух задач, касающихся образования понятий большего/меньшего размера или плоской/объёмной формы, легче сформировать или актуализировать у учащихся начальной школы, которые должны будут в ходе эксперимента самостоятельно (без подсказки со стороны исследователя) найти решение указанных задач.

Методика осуществляется в виде интеллектуальной игры. Она абсолютно неинвазивна.

Студенты объясняют старшеклассникам начальной школы как правильно изготовить стимульный материал. Он уже заготовлен заранее куратором и его надо распечатать и наклеить на картон при помощи прозрачной клеящейся ленты. Этот стимульный материал старшеклассники будут предъявлять учащимся младших классов в виде когнитивной игры.

Как известно, старшеклассники часто проводят тренинги и игры для учащихся начальных классов. Работа не может быть начата без получения письменного согласия родителей учащихся начальной школы.
Создание системы больших данных для анализа пациентов с патологией аорты, оперированных с использованием фенестрированных стент-графтов
Проект ориентирован на учащихся старших классах, интересующихся исследованиями в области информатики и программирования. Участники в процессе работы должны создать электронную систему, работающую на базе специального разработанного программного обеспечения.

Такое программное обеспечение создается для регистрации пациентов с патологией аорты, которым выполнено эндопротезирование фенестрированным стент-графтом по всей России.
Регистр будет включать данные о течении заболевания, эффективности лечения, динамики показателей пациента и статистику исходов заболевания.
Воротынцева Кристина Евгеньевна
vorotke@academtalant.ru
Лысанова Ольга Сергеевна
lysanovaos@academtalant.ru