Наверное, когда вы прочитали мой ответ на предыдущий вопрос, вы подумали: «Легко сказать, что нужно придумать лингвистический или психологический проект, но где же его взять?»
На сегодняшний день для школьников из Петербурга можно предложить следующие варианты.
1) Принять участие в программе по когнитивным исследованиям, которая проводится в «Академии талантов»: в рамках этой программы мы начнем работать над проектами, которые можно будет потом, доработав, подать на конкурс проектных работ «Большие вызовы».
2) Присоединиться к дистанционному проекту ОЦ «Сириус» «Уроки настоящего» (
https://sochisirius.ru/edu/uroki): в рамках этого проекта школьникам предлагаются задания из разных областей, в том числе из области лингвистики, психологии, нейрофизиологии. В 2018 и 2019 годах несколько участников попали на программу «Большие вызовы» в наше направление благодаря проектам, которые они выполняли для программы «Уроки настоящего».
Или… 3) Можно проявить инициативу и попытаться самому определиться с темой исследования. Звучит пугающе, но именно такой путь выбрали для себя ребята, проекты которых были отмечены экспертами как одни из самых удачных в рамках нашего направления в предыдущие годы! Что же для этого нужно сделать?
Во-первых, конечно, познакомиться с разными направлениями когнитивных исследований и выбрать то, которое вам больше по душе. Для этого сейчас есть много возможностей: разнообразные интернет-ресурсы помогут не только сориентироваться в направлении, но и станут вашими верными помощниками при подготовке к программе, а также в последующей научной работе. Перечислю здесь только несколько ресурсов, которыми пользовались и продолжают пользоваться участники направления «Когнитивные исследования» прошлых лет:
- Наука 2.0 (
https://www.youtube.com/channel/UCIi2Tk2POJkRgWHD7HGBa7Q);
-
www.academia.edu;
- ютюб-канал Факультета психологии МГУ
https://www.youtube.com/channel/UCO6cpWSqqW9MKNCBtZFPJ0A;
- онлайн-курс СПбГУ «Психолингвистика» (
https://openedu.ru/course/spbu/PSYLING/;
https://ru.coursera.org/learn/psikholingvistika);
-
https://www.journals.elsevier.com/neuroscience-letters;
-
https://myfilology.ru/;
- сообщество «Глазарий языка» (
https://vk.com/glazslov).
Кроме того, для того чтобы получить представление о том, что собой может представлять научно-исследовательский проект школьника, участники прошлых лет советуют всем тем, кто только планирует принять участие в «Больших вызовах», просматривать списки проектов-победителей различных конкурсов проектов, например, «Шаг в будущее», а также читать тезисы студенческих конференций (например, «Ломоносов», «Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ», конференция молодых ученых «Psy-Вышка»). Во всех этих источниках можно почерпнуть не только идею для проекта, но и способ ее реализации!
Но чтобы быть уверенными в том, что вы на правильном научном пути, хорошо бы заручиться поддержкой научного руководителя или консультанта. И если в вашей школе не удается найти такого человека, то можно напрямую обратиться в вузы, которые сотрудничают с ОЦ «Сириус» по направлению «Когнитивные исследования». В Санкт-Петербурге на сегодняшний день это в первую очередь СПбГУ – кафедра общего языкознания, Лаборатория когнитивных исследований и Институт педагогики.
То есть главное – это проявлять инициативу, не бояться сделать первый шаг: и в самообразовании, и при поиске научного консультанта, и при выборе темы… Наука любит смелых!:)